«Игра самой жизни»

Posted December 8th, 2015 at 6:48 pm (UTC+0)
30 comments

Фото и текст: Сергей Москалев

Публикация этого материала была отложена мной по причине вполне объяснимой: случались новости, обходить которые не хотелось: то экс-конгрессмена и главу Фонда американо-российского культурного сотрудничества Джеймса Саймингтона друзья награждали – прием в его честь, то один из лучших хоккеистов НХЛ Овечкин в карты сражался во славу благотворительности – тоже грех пропустить. (Смотрите предыдущие публикации.)

Но вот, наконец, пришло и время Ренессанса или, можно сказать, вышло его время.

Фестиваль гремел целых два месяца – сентябрь-октябрь – недалеко от столицы штата Мэриленд Аннаполиса, и все как всегда было весело и красочно. Карнавал.

Но вообще же на происходившее можно посмотреть и так и эдак, я имею в виду, под тем или иным философским углом.

Вот, например, культуролог, исследователь средневековья Михаил Бахтин в реальности средневекового карнавала мыслил «плоть мира», ощущал «материальный космос с его стихиями в противовес мраку средневековой аскезы». В карнавале он отличал «вкус к фамильярности, к снятию запретов в области телесного низа, запретов социального характера. Любовь и ненависть, жизнь и смерть».

Где как не в карнавале сочетается временное и вечное, здешнее и космическое.

Но в этом торжестве телесно-демократического народного единства отличал он и демонические оттенки.

Со многими постулатами Бахтина не соглашался потом Сергей Аверинцев – историк культуры, литературовед и библеист, считая, что в текстах Бахтина «явлена открыто и недвусмысленно саркастическая, живая, личная, не ради цензуры, но довлеющая творческая эмоция – ненависть к средневековому и даже христианскому».

Так ли это или нет – разбираться философам, но то, что сегодня люди все чаще и чаще стремятся ускользнуть из мира реального, придумать для себя мир карнавала – факт.

И как это понимать? Какие выводы делать? Это вопросы к тебе, читатель.

01-DSC_8063

Девушка с рогами

02-DSC_7735

Алхимик

03-DSC_7766ed

Король и королева

04-DSC_7758

Королевская свита

05-DSC_7900

Герцог

06-DSC_7759

Дофин

07-DSC_7776

“Да здравствует король!”

08-DSC_7770

.

09-DSC_7784

Девушка леса и кавалер

10-DSC_7818

Королева

11-DSC_7814

Веселый король

12-DSC_7832

Игра

13-DSC_7909

Шут

14-DSC_7927

Признание в любви

15-DSC_7902

Баронесса

16-DSC_7941

Русские борзые

17-DSC_7798

.

18-DSC_7888

Украшение двора

19-DSC_8003

Во всей красе

20-DSC_7844

.

21-DSC_7913ed

Странник

22-DSC_7944

.

23-DSC_8021

Вакханка

24-DSC_7950

Рыцарь бедный

25-DSC_8119

Турчанка с саблей

26-DSC_8007

Продавец роз

27-DSC_8207

Танцовщицы

28-DSC_8074ed

Гнев

29-DSC_7904ed

Король

30-DSC_7985ed

Танец

31-DSC_8043

Мистерия

32-DSC_8100

«Мы из другого века»

33a-

Проходящая

33-DSC_8084

.

34-DSC_7847

Венецианец

35-DSC_8108

Девушка кентавр

36-DSC_7921

Свирепый

По теме смотрите так же фотогалерею «Демоны» карнавала»

30 responses to “«Игра самой жизни»”

  1. ELLA says:

    Сергей, под фотографиями действительно нет подписей, или это выбрыки моего червя?

  2. БАГАВАН says:

    А вот год 1983 – какого он цвета?
    А голос виолончели в сюите для виолончели-соло №3 Баха? Тёмно-красный? Какой?
    Правда, Бах – это не Ренессанс, а Барокко.

    • Sergei says:

      Мудрено 🙂 Тут время за советом “бежать” к Скрябину, или Кандинскому 🙂

      • БАГАВАН says:

        1983 год – светло-зелёного жизнерадостного цвета.
        Звук виолончели – тёмно-красного цвета.
        А стихотворение в прозе (см. выше) о 1983 и сюите Баха
        “родил” Ваш, Сергей, Фотоблог…
        Спасибо.

  3. Q says:

    Казалось бы какая связь, – король (что за король?), венецианская маска “Доктор Чумы”, девушка с турецко-персидской палой (гаддарэ), костюмы викингов и девушки леса? Тут без пояснений Наташи Мозговой не разобрать.
    http://www.golos-ameriki.ru/media/video/renaissance-festival-2014/2484378.html
    Единственное, что остается непонятным даже после объяснений, – какое отношение имеет английский король к Ренессансу, который больше ассоциируется с материковой Европой, и даже более локально – с Италией. Все прочие костюмы, которые как бы не совсем вписываются в общую картину на совести публики. Как та гаддарэ (ф.25), которая ни по месту, ни по времени с Ренессансом не совпадает. Приносить с собой не запрещается. Наиболее близкая ей по форме, только стальная:
    http://z-knife.ru/entsiklopediya-kholodnogo-oruzhiya/image/gaddare
    Про венецианские маски Толстой (сколько их, – Толстых! – гораздо больше, чем Михалковых 🙂 ) тоже писал и цитата дана в Вики:
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0
    Вариант анонимайзера, типа HideMyAss или VPN-тунеля сегодня.
    Крупные планы прекрасны, иногда даже хочется, чтобы герои, надевая на себя исторический костюм, пользовались и другими принадлежностями той эпохи, – моющие средства, бритва. Правда, актер вжился в роль короля, что даже надел декоративные коронки, имитирующие зубы того времени, но бритва современная. Большинство до таких тонкостей не доходит. Да оно здесь и не требуется.
    В прошлом году Вы делали акцент на барабанщицах
    //blogs.voanews.com/russian/photos/2014/10/27/%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%81-%D1%8D%D1%82%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE/
    В этом зашли с фото девушки в костюме, который мне не знаком. Может, подскажете? Но не кентавр, – точно. Если так буквально, – то что-то вроде козлотавра… Козел, конечно, – горный.
    Для полноты картины стоит добавить, что Ренессанс фестивали проходят очень широко, – во многих штатах (Мичиган, Джорджия, Флорида, – это при беглом просмотре) и даже в Израиле.

    Да, соболезную и сожалею 🙁 , что Вас не командировали.сюда:
    http://www.golos-ameriki.ru/content/rocketts-behind-the-scenes/3093535.html
    С Вашей любовью к закулисью было бы интересно. Гораздо интереснее, чем казино с унылым Овечкиным или шабаш отставных бюрократов в российском посольстве. 🙂

    • Sergei says:

      Хорошо, что вы нашли и выложили линк прошлогоднего фестиваля (с акцентом на девушках 🙂 ) и интересным обсуждением – устроили мне ностальгически-мимолетное возвращение… Как летит время.
      С Наташей – моей любимой коллегой – непременно проконсультируюсь… Но и вы, следуя своему неизменному правилу, подкинули информацию. Гаддарэ, например, знать – не знал 🙂 Нет, правда не знал… У меня все «Танцем с саблями» объясняется (по терминологии) – сабли и сабли 🙂 А тут , гаддарэ – звучит!
      Венецианская маска «Доктор чумы», или «чумной доктор» – «Доктор Песте» . Кадр 22. Думаю, небезынтересно читателям будет узнать, что «маска Доктора Чумы не считается аутентичной карнавальной маской, поскольку использовалась врачами тех времен для защиты во время посещения чумных больных. Костюм доктора состоял из шляпы, указывающей на принадлежность к мужскому полу, маски с застекленными глазницами для защиты глаз врача и клювом, набитым специями и травами для очистки вдыхаемого врачом воздуха, деревянной палки, чтобы отпихивать подошедших слишком близко к врачу зараженных людей, пары кожаных перчаток для защиты рук».
      В кадр не попали только перчатки. Все остальное – можно видеть. Но образ конечно устрашающий, чем вам не демон Карнавала?
      А вот по кадру 35 – вероятно, это стилизация? То ли – прототип комического персонажа слуги из Комедии дель арте, то ли Капитан Скамаручча ( по рисунку на маске)? А может и Доктор. Собственно, значения, кажется, это не имеет– фестиваль Ренессанс – не историческая реконструкция – он как бы вне точно определенного исторического времени и пространства.
      Считаете, что король вложился в декоративные коронки, имитирующие зубы того времени? А может давно живет? Сквозь него, Генриха Восьмого, время проросло 🙂 ?
      Девушка с рогами. Наверное, вы правы – не кентавр , хотя там, если с ногами и всем остальным, кажется, это как-то обыгрывалось костюмом. Может и правда козлотавр? Не знаю. Интересная такая – козлотавр. Вообще же она, и некоторые остальные – «демоны» ее окружения – это была какая -то группа, которая устроила себе праздник. Они чуток попугивали окружающих… страсти –мордасти. Здесь все по Бахтину , который мыслил карнавал как «плоть мира», ощущал «материальный космос с его стихиями в противовес мраку средневековой аскезы». В карнавале он отличал «вкус к фамильярности, к снятию запретов в области телесного низа, запретов социального характера. Любовь и ненависть, жизнь и смерть».
      И, вопреки установкам, в различных исторических эпохах человек тяготеет ко всему этому, и отнюдь всем этим не тяготится. Отчего же?
      А с моим тяготением к закулисью, попасть к танцовщицам было бы интересно – вы правы. Так что сочувствие и соболезнования принимаются. 🙂 Но Вика Купченецкая оказалась ближе к… делу – это же Нью-Йорк!

      • Q says:

        Про гаддарэ (пала) я знал только, что эта сабля должна как-то называться. Все остальное – заслуга Google. И девушка на 25 мне напомнила одну из барабанщиц прошлого сезона. Не утверждаю, что это она и есть, просто похожи. А с другой стороны, – почему нет?
        Загадочный женский костюм был представлен в полный рост на другом фестивале, которые я просматривал, может, – в Атланте. Там были немного другие рога и обувь в виде копыт (лошадиных). Поэтому я заподозрил Сатира (он же Пан), – только женский вариант. И поведение, описанное Вами больше соответсвтует его роли. Собственно, Сатир (Пан) больше подходит на роль демона любого карнавала, – что римских сатурналий, что карнавала в Рио, – поскольку он, – языческий бог всех плотских вожделений. С учетом господствующего сексизма люди меньше склонны жаловаться на пристающих девушек, ну, разве что надо быть совсем, – a fag.
        Не думаю, что король разорился на коронки, – вокруг фестиваля – ярмарка средневекового реквизита. Вполне мог купить, не сходя с рабочего места. Но при большом увеличении я не увидел декоративных коронок и заподозрил, что там наложились усы и тени от усов (29).
        Я тут еще что подумал. Тяга за кулисы есть у многих, – редко кому удается так, как Вам. 🙂

        • Sergei says:

          Ну, опять вы провели феноменальное расследование: мало того, что с гаддарэ нас познакомили, а тут еще Пана вычислили. Да, конечно – она сатир. Но только в образе барышни – как дань веяниям времени. Вот у меня – старые скрепы – я то и не сообразил. А ведь и поведение ее соответствовало его (ее) роли: «мистериально» кружилась, била копытом, и , по всей видимости , желала плотских вожделений. 🙂 Но «главный викинг» – тот что с кровавым окрасом на лице предпочитал полногрудых. Оттого “Пан-паночка” 🙂 кружилась еще с большим рвением. Но я не викинг 🙂
          Не знаю, на что там разорится король – король то штатный – это у него не самодеятельность. На фестивале работала целая монархическая группа, включая короля. И такой король,по вашей версии, действительно, может получать меньше плотника. 🙂

          «Тяга за кулисы есть у многих, – редко кому удается так, как Вам». Знаете, и мне не все удается… Не за все кулисы пускают, а то я бы развернулся 🙂

          • Q says:

            Вот не надо быстрый просмотр заголовков в поисковике называть исследованием. 🙂 Это снижает стандарты.
            По теме смеха и карнавала у Умберто Эко (Имя розы):

            “Смех — это слабость, гнилость, распущенность нашей плоти. Это отдых для крестьянина, свобода для винопийцы. Даже церковь, в своей бесконечной мудрости, отводит верующим время для смеха — время праздников, карнавалов, ярмарок. Установлены дни осквернения, когда человек освобождается от лишних гуморов, от лишних желаний и замыслов… Самое главное — что при этом смех остается низким занятием, отдушиной для простецов, поруганьем таинства — для плебеев.”

            Это сказано от лица главного злодея, который признает, что все эти праздники, карнавалы, ярмарки, – регламентированные дни освобождения от повседневных обязанностей. Дни ненавистной ему свободы. Немного перекликается с темой Мцыри у Лермонтова.

          • Sergei says:

            “Вот не надо быстрый просмотр заголовков в поисковике называть исследованием. Это снижает стандарты”.
            Понял. Щас по ГОСТам пройдемся 🙂

            Вы привели цитату от главного злодея из Умберто Эко по теме смеха и карнавала.

            Исследование природы смеха и карнавала целым рядом авторов действительно поднимается до философских высот.Если на них “забраться”(на высоты) , то видно многое в современном устроении жизни, и даже многое объясняется.
            Пройдемся по цитатам:по Бахтину “карнавал” есть свобода и только свобода; но если свобода регулирует себя в соответствии с указаниями церковного календаря ….ее характеристики как свободы подлежат некоторому уточнению”.

            “Вся западная институция “карнавала” -пишет Бахтин – на том и основана, что смеются, когда – “можно”, точнее, когда самое “нельзя” в силу особого формализованного разрешения на время обращается в “можно” – с такого-то по такое-то число”.

            Иное дело — юмор. “Если смеховой экстаз соответствует освобождению, юмор соответствует суверенному пользованию свободой”.

            Ну, и так далее ( это по работам Аверинцева и Бахтина).

            Там можно найти много интересных определений и выводов. Что мне показалось особенно важным, так это определение некоторых отличий в понимании природы смеха даже в христианской культуре (православные и католики). А что уж говорить о других вероисповеданиях.

            И как проекции этих отличий, как эхо из средневековья то , что может происходить сегодня , например , вся эта история с французским сатирическим журналом… Вот такой “карнавал” тоже может происходить в мире. А причины прячутся где то очень далеко и очень глубоко.
            Я уверен, что и по отношению к нашему карнавалу можно найти людей , которые будут кипеть возмущением… Правда , это не отменяет, слава богу, ни проведение карнавалов, ни привычную, понимаемую и принимаемую большинством культуру смеха с некоторой карнавализацией жизни вообще…

          • Q says:

            Я Вас так далеко не посылал. 🙂
            Предлагаю заменить слово стандарты на слово планку и это будет эпизод 1609 ( http://www.sp-fan.ru/episode/1609/ ).
            В Вашей цитате из Бахтина (“на том и основана, что смеются, когда – “можно”, точнее, когда самое “нельзя” в силу особого формализованного разрешения на время обращается в “можно” – с такого-то по такое-то число”) угадывется извечное противопоставление русской воли и западной свободы, которое наиболее выпукло, – не побоюсь этого слова, – предстает в сюжетной линии “мальчик в штанах vs. мальчик без штанов”, которая пронизывает роман “За рубежом” М.Е. Салтыкова-Щедрина, не теоретика, но практика.
            В своей мудрости Бахтин воспаряет над реальностью, которая достаточно жестока, – что в России, что в Европе народ во времена Ренессанса жил впроголодь и, чтобы он не передох на работе, ему надо было давать передохнуть, – хотя бы на время карнавала. То есть, это было не “можно”, вместо “нельзя”, – в “нужно отдохнуть”, вместо необходимости работать. То есть такое принуждение к отдыху. Как ELLA заметила – перед постом. То есть, тот самый злодей (Хорхе) тоже оторван от реальности, как это часто бывает со злодеями ( http://www.sp-fan.ru/episode/606/ примерно со времени 2:00) и не понимает, что в благости своей пастыри от Церкви принуждают овнов и козлищ одинаково делать перерывы в непрерывном и непосильном труде, а не дают волю низменным инстинктам ввереного им Господом стада. Впрочем, Вильгельм там так же не развивает эту тему, она живет в персонажах второго плана.
            Церковь Рая на Земле таких передышек своим скотам не давала. Вспоминаю мамины рассказы про колхозное детство и молодость, – праздников не было, – был тот самый труд от которого кони дохнут. И постояный голод. Менялась только его интенсивность. Никаких карнавалов.
            Так что Ваше замечание о различиях отношения к смеху в разных конфессиях справедливо. “Имя розы” про это тоже.
            Собствено, вопрос остается, – как в анекдоте про памятник Л.Толстому, – почему Фестиваль Ренессанса строится вокруг английского сюжета, когда даже само слово – итальянское, – а эпоха Возрождения связана в массовом сознании с тремя итальянскими городами? Может, Ваша любимая коллега знает? В ее видеосюжете про это нет ничего.
            Этот фестиваль был известен еще меньше, чем тот французский журнал, неожиданно ставший символом свободы слова, То есть, чтобы разглядеть надо было залезть на шкаф и взять бинокль. Но человек отличается от животного не только тем, что пьет когда нет никакой жажды… (Бомарше, Женитьба Фигаро), но и редко упускает шанс узнать что-то бесполезное, даже если для этого приходится потратиться на бинокль 🙂 Возможно, кто-то им уже недоволен.

          • Sergei says:

            Насчет советской реальности. Как это, никаких карнавалов? А демонстрации? Стяги, портреты, гармошки, сто грамм или больше… А гимнастки в пирамидах в маечках? А девушки с веслами на платформах? 🙂 Это,карнавал, если конечно трактовать его расширительно – Элла по этим форматам прошлась.
            Насчет коллеги: наверное, у нее иной был творческий замысел – в двухминутном сюжете ведь все не объяснишь ( и на шкаф залезть не успеешь 🙂 ) Да, собственно, что тут объяснять: Англия? Ренессанс? Опять же, считайте, что это расширительная трактовка…, которая замечательно подтверждает то, о чем мы и говорили: карнавализация жизни. И люди редко упускают шанс себе в этом отказать.

          • Q says:

            Я писал о колхозной жизни. Мне странно, что Вы сравниваете демонстрации и прочее организованное веселье при Советах с карнавалом. Это была такая же барщина как крепостные актеры у какого-нибудь графа. Если такое сравнение и справедливо, то только с самым ранним Средневековьем, когда карнавалы были скорее принудительными, когда шло перетягивание между язычеством и христианством/иудаизмом. Да и по принципу участия: в карнавале добровольность, а демонстрации – принудиловка. Вам ведь не хуже меня известно, что на демонстарцию на Красной площади нельзя было придти с улицы, но если коллектив коммандировал – не придти было тоже нельзя. Принципиальная разница, если совсем коротко, – если в разброд по кустам – это карнавал, если строем по площади, – это уже пародия. Утрирую, конечно.

  4. Иванович says:

    ” случались новости, обходить которые не хотелось: то экс-конгрессмена и главу Фонда американо-российского культурного сотрудничества Джеймса Саймингтона друзья награждали – прием в его честь…”
    ——————————————————-

    Да, есть такие новости, которые обходить не хочется, в том числе о награждениях.

    Президент России Владимир Путин сегодня в Кремле вручил государственные награды выдающимся деятелям культуры и науки, труженикам сельскохозяйственной отрасли, промышленности, медицины, космонавтам и рабочим других отраслей.
    Видео: https://russian.rt.com/article/135761

  5. ELLA says:

    Карнавалы в средневековье не просто разыгрывались , это была “как бы реальная … форма самой жизни”, которой люди жили во время праздников, причем свободная “идеальная” форма. Если официальные праздники утверждали стабильность, неизменность и вечность существующего миропорядка, во время карнавала люди переодевались (обновляли свои одежды и свои социальные образы), избирали, а затем развенчивали и избивали (в символическом плане “умерщвляли”) шутовских королей и пап, высмеивали, снижали, пародировали все, чему поклонялись в обычные дни, предавались различным физиологическим излишествам, пренебрегая нормами приличий .
    Акценты лежат на тех частях тела, где оно либо открыто для внешнего мира, то есть где мир входит в тело или выпирает из него, либо оно само выпирает в мир, то есть на отверстиях, на выпуклостях, на всяких ответвлениях и отростках: разинутый рот, детородный орган, груди, фалл, толстый живот, нос” (Андрей Великанов. Философия искусства)
    Карнавалы были одним из атрибутов эпохи Возрождения
    И прекрасные , я бы сказала, юмористические картинки 13, 19, 34, 35 – это именно карнавальные картинки, во всей их излишней натуралистичности и живости.

    Все остальное – это реконструкция (мне кажется, мы немного перепутали понятия. Реконструкция – это тоже каком-то виде Возрождение)
    На снимках – живая история- воссоздание повседневного быта жителей какого-то места в определенный исторический период.
    По-моему, эти одежды, доспехи относятся в основном к эпохе позднего средневековья, а это 14-15 век. И значит, это было не на американской земле, но, возможно, с нашими предками. И от таких, например, прародителей, как на 5,6,8 я бы лично не отказалась.

    • Sergei says:

      Элла, спасибо. То, что вы написали о карнавале – разумеется, так и есть. И то, что карнавалы были одним из важнейших атрибутов жизни в эпоху Возрождения – тоже факт. Вопрос для меня как бы несколько в ином: феномен карнавализации в культуре в настоящее время, насколько он очевиден? Если да – с чем это связано? Есть мнение (как раньше говорили 🙂 ), что карнавальное мироощущения присутствует в кризисные для культуры этапы. Так ли?
      Отражает ли сам этот термин Бахтина «карнавализация культуры» специфику современной жизни, где многие значимые сферы жизни приобретают (или приобрели) черты зрелищности?

      Вообще, мне кажется, вы верно отметили, что в событии (Фестиваль) присутствуют и элементы реконструкции, и та самая карнавализация. Могу только уточнить: не карнавал, как точное воспроизведение того, каким он был, а, именно, современная творческая иллюстрация того, каким современный человек его мыслит и хочет видеть.
      P.S. Прародителей вы выбрали со знанием дела… 🙂

  6. ELLA says:

    Все мы слышали о Венецианском карнавале или Бразильском в Рио-де-Жанейро. Это очаровательное действие завораживает своей масштабностью и красотой сегодня, но в давние времена это было событие огромного масштаба и оно занимало умы практически всех граждан Старого света.
    История карнавалов начинается еще со времен Древнего Рима. Первый карнавал состоялся во время ежегодного праздника в честь Сатурна который справляли после уборки урожая во время зимнего солнцестояния.
    Само слово происходит от латинского carne vale — «прощай, мясо», уходит корнями в христианскую историю и означает отказ от мяса в религиозный пост перед Пасхой. В желании приспособить дохристианские обычаи к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту — Великому Посту перед Пасхой.

    Карнавал в Венеции проводится за 40 дней до Пасхи, в «мардигра» — «день покаяния», первый день поста. Одно из самых эффектных зрелищ венецианского карнавала — парад украшенных лодок и гондол по Гранд каналу:
    Карнавал не является исключительно венецианской или бразильской традицией. Подобные костюмированные действа происходят во многих странах мира. В Ницце на Лазурном берегу, в Кадисе на юге Испании, в Венгрии, на бургундских землях Нидерландов, Лимбурга и Северного Брабанта. А немцы готовятся к карнавалу со «звериной серьезностью»: в 11 часов 11-го дня 11-го месяца в Майнце, Дюссельдорфе, Кельне и Бонне создаются карнавальные комитеты.

    Предмет особый, достаточно специфический – театрально-зрелищная сторона карнавала, взращенные им и выросшие на его почве театральные формы, его театральные (или прототеатральные) типажи, маски, костюмы, реквизит и формы представления (ряжения), система аллегорий, весь богатейший репертуар шутовства, т.е. специфического народного актерства, его простейшие и более сложные пространственно-декорационные приемы. .(http://ec-dejavu.ru/c-2/Carnival.html)

    Все это так романтично и красиво, так очаровательно сентиментально, так бескорыстно в любви ко всему историческому и духовному.
    Карнавал действительно явился как бы прообразом всех зрелищных форм искусства. Все они вышли из него и оставили его позади.
    И теперь, мне кажется, карнавал уже только отображает те находки, которые были сделаны всеми видами театрального, циркового и других видов искусства на протяжениии прошедших веков.

    А теперь о суровой правде жизни.
    Каждое уважающее себя туристическое агентство организовывает поездки на карнавалы, и стоимость на них может колебаться от 200 до 4000 евро. Все зависит от транспорта, проживания, стоимости входа и т.д. Вход на Венецианский, например, бесплатный, жить можно в пригороде Местре, а добраться в Италию на автобусе и вложиться в 350 евро, а вот в Рио-де-Жанейро мало того, что придется лететь самолетом, так еще и за билет на карнавал надо будет заплатить минимум 600 долларов.
    В последние десятилетия карнавальные дни трансформировались в отдельную отрасль торговли: карнавальные костюмы, уличные забегаловки, гостиницы, сувениры, услуги такси и многое другое.
    Теперь на этом действе живут различные виды бизнеса, причем, живут неплохо.

    И нам не следует огорчаться по поводу того, что это , как и все остальное, стало предметом бизнеса. Потому, что карнавал – это нечастая возможность для обычного человека не только смотреть и впитывать в себя красоту и силу искусства, но самому принимать участие в этом великолепном празднике, проявить свое собственное представление о прекрасном или смешном, самому быть творцом искусства.
    И пока у людей есть потребность в этом и возможность позволить себе такую роскошь – участие в карнавале, пока это не отменилось совсем не праздничными проблемами, пока суровая правда жизни не коснулась такого проявления индивидуальности и оно не является предметом мести со стороны радикалов всякого рода, можно сказать, что развитие человечества продолжается.

    • Sergei says:

      Элла, вы предложили нам  “картинку” – экскурс – “краткий курс” 🙂  – “Карнавал” – как было, как есть и как будет. Собственно, возражать особо нечего. Ну если только по ценам 🙂 : 600$ в Бразилии – это наверное все же не за день? Там карнавал идёт не меньше недели.  И вообще, коммерческая составляющая современных карнавалов играет чуть ли не решающую роль.

      Но вот я совершенно неожиданно наткнулся на статью в Живом журнале, где автор проводит мысль о политическом карнавале, его теория была создана в  России , а в современной России , якобы, карнавальный протест ( речь идет о Сахарова и Болотной) упраздняет иерархические отношения между людьми, создает на карнавальной площади особый тип общения, невозможный для реальной жизни. Здесь вырабатываются и особые формы площадной речи, и площадного жеста, откровенные, вольные…. ”

      Далее Автор, рассуждая, ссылается на Аверинцева: он “глубоко почитал веру Бахтина в смех как выражение социальной правды, но подвергал сомнению его тезис, что «за смехом никогда не таится насилие, что смех не воздвигает костров, что лицемерие и обман никогда не смеются, а надевают серьезную маску, что смех не создает догматов и не может быть авторитарным».

      Тезис Бахтина, действительно, сомнительный, и автор, говоря о карнавальности протестного площадного движения, сама обращает внимание , что “театральная стихия протестов – это ответ на государственный «театр двух актеров», спектакли репертуарного «думского театра», всероссийскую игровую акцию «Выборы» и многие другие представления, разыгранные властью в лучших лубянских традициях театра террора с его бродячими сюжетами о шпионаже, подкупе, терактах и государственных заговорах”. То есть, признается сам факт того, что власть тоже “подписалась” на карнавал. Но вот по результату надо признать на каком -то этапе грубо “пересмешила” площадь, то есть, как бы вспомнила, что смех может быть авторитарным, и карнавал может быть “карнавально”, ограничен временными рамками (по закону жанра), и тогда кто -то ( из устроителей “властного карнавала”), надев якобы серьезную маску, зная природу смеха говорит: “А теперь стоп, хватит”, и продолжает ухмыляется. Но тот карнавал, который придумала площадь , заканчивается… Во всяком случае, так вышло , если следовать в русле рассуждений о карнавальной логике протестов автора Живого журнала.
      Но это так, отвлеченные размышления, прямого отношения к нашему конкретному карнавалу не имеющие… Но, это как на поминание, что смех оружие обоюдоострое, и пересмешники могут быть сильно авторитарные, тем более, если в их власти определять сроки и рамки карнавалов.

  7. Бенедикт says:

    Жизнь в норме должна быть праздником…
    И бывает таковой.

  8. ELLA says:

    Украинский политический карнавал: Саакашвили надел вышиванку ради «единой Украины» и вышел на марш в Одессе. Это был парад вышиванок, состоявшийся этим летом. Это украинский мейнстрим и тут никого не высмеивают. Украинцы самоутверждаются.

    А вот заметки социолога, касающиеся 2012 г. когда произошел взрыв политической активности россиян.
    Алексей Левинсон
    Политический карнавал: заметки на память.

    “Быть может, заслуга привнесения маскарадного начала в нашу политическую жизнь принадлежит Путину. Это он решил являться руководимому им народу в облике то пилота, то дайвера, то рыболова, то лыжника. Путин же ввел в политический обиход обсценные шутки и на протяжении десяти лет сохранял монополию на этот пиар-инструмент. Но после 4 декабря 2011 года российское общество решило, наконец, ответить на многолетние оскорбления, и, не будь в поведении правителя этих элементов маскарада и игры, быть может, их не было бы и в реакции, которую он получил.
    Элементы карнавала легче всего увидеть в использовании масок. Это были маски, которые надевают в эпидемию гриппа, только украшены они были словами «Мой голос украли». Это визуальные элементы политического карнавала. Более значимой можно считать карнавальную травестию перевертывания отношений верха и низа, о котором так много написано в знаменитых главах про западно-европейский карнавал в книге Михаила Бахтина о Рабле. Функцией карнавала, согласно его подходу, является осмеяние и низвержение тех, кто находится на социальном верху. Роль непристойностей и того, что Бахтин назвал «материально-телесным низом», при этом очень велика.

    Тем не менее «материально-телесный низ», к которому так часто обращался в своих шутках Путин, в изобилии оказался представлен на плакатах веселых граждан. Предложенные темы, в том числе презервативов, были возвращены сторицею. Как тем, что на одну шуточку о «контрацептивах» публика ответила сотней своих, сделав премьера их объектом и героем, так и тем, что их интеллектуальный уровень был подчеркнуто более высоким, чем у Путина.”
    Что до низвержения верхов, то вряд ли в нашей ситуации оно будет иметь тот регулярный и по сути компенсаторный характер, как – по Бахтину – в средневековых городах Европы.
    Как вы пишете, Сергей, власть вовремя вспомнила, что смех может быть авторитарным. И сейчас во-всю этим пользуется и охраняет эту свою привилегию всеми доступными способами.
    http://pikabu.ru/story/politicheskiy_karnaval__2032443 – это уже не властный и не провластный , а вполне народный карнавальный юмор.

    И, по большому счету – кто такой Трамп, как не карнавальный Петрушка, который вроде бы из народа и для народа, а сам сильно себе на уме. Его карнавальная карикатурность очень нравится “синим воротничкам”, как определил Q его преимущественный электорат.

    Действительно, власть и ее окружение очень умело привлекают себе на службу карнавальные возможности.
    Если раньше дамы из высшего света надевали маски, чтобы не быть узнанными и их не обвинили в недостойном поведении, то теперь чернь, надев на себя маску пристойности, вползает в приличное место и начинает компрометировать его. Это Леся Рябцева из “Эха Москвы”. Отвратительное зрелище. Но какое востребованное! Как по этому поводу захлебываются от радости российские СМИ!

    В общем, по-моему, карнавал – это скорее низкое, чем возвышенное. Я себе не представляю, чтобы кому-то из моих друзей захотелось напялить на себя одежды с чужого плеча и пытаться этим самым реанимировать тот, в основном, непритязательный образ жизни, который отбрасывает нас назад на столетия.
    Но мне нравится смотреть на это действо из-за его красочности, сочности. Я с удивлением обнаруживаю, что мои современники вдруг как бы сходят с древних полотен и преображаются в тех далеких предков. Возможно, это именно они заживут полной жизнью даже в том мире, куда их может забросить судьба. А я так и останусь в своем стерильном пространстве.
    И даже не знаю, что лучше и где правда жизни.

    • Sergei says:

      Элла, спасибо. Мне очень импонирует ваша позиция. Да, и по фактам вы “угадали” самые разные карнавальные направления в нашей жизни.
      Попадая на такие фестивали как Ренесанс, действительно, интересно наблюдать за попытками перевоплощения во времени, когда участники с большим энтузиазмом и любовью к реконструкциям строят для себя другую жизнь. Это все действительно занятно, живописно… Но вот карнавализация жизни вообще и почти во всем – это несколько настораживает… Ведь карнавал – это такая “фазовая” вещь, должна быть ограничена во времени. Если же этого ограничения нет, сам карнавал перестаёт существовать как антитеза , а значит и вся картина мира радикально меняется… Какой мы её хотим видеть ?

  9. ELLA says:

    Точно, Сергей, “карнавализация жизни” – это то, что мы и здесь, в Америке наблюдаем и в чем живем.
    Все эти пляски вокруг выборов – это точно карнавал, когда каждый примеряет на себя какую-то личину. И как ни стараются выдать себя за приличных, образованных, обеспокоенных судьбами страны людей, шутовские уши вылезают из-под корон.
    Иногда останавливается взгляд на каком-то человеке с нетривиальными взглядами и ощущениями, но с него очень быстро сбивают эту нетривиальность. Или правда жизни заставляет его следовать общим правилам.
    Так что пытаемся соблюдать основное карнавальное правило: надо жить весело и стараться не сильно обременять себя серьезными вещами. Многим это удается.
    Еще одна карнавальная тема. Недавно встретила свою знакомую, она моих неюных лет. Я ее не узнала. На совершенно гладком и без единой морщинки лице отсутствует какое-либо выражение, мимика осталась в прошлом. Кольца на руках подчеркивают зрелый возраст их обладательницы. Это, конечно, тема дискуссионная, но она очень сильно подтверждает мое подозрение, что мы не живем, а притворяемся, что мы живем . Как в компьютерной игре, где мы сражаемся с выдуманными героями, и эта борьба более актуальна, чем сама жизнь.

    • Sergei says:

      Карнавализация жизни ? Что то вспомнились строчки :

      Сегодня в нашей комплексной бригаде
      Прошел слушок о бале-маскараде.
      Раздали маски кроликов,
      Слонов и алкоголиков,
      Назначили все это в зоосаде

      Но это как образ или прообраз. Мне кажется колоссальную роль в современном мире играет культура интертеймента, телевидение, общий настрой на развлечение. И это занижает стандарты ( не ГОСТы ) 🙂 и требования во многих сферах , и , наверное, этот процесс глобальный.
      Но все таки не все притворяются в жизни. Хотя пример с вашей знакомой – это тоже из “карнавала” :

      – Я платье, говорит, взяла у Нади,
      Я буду нынче как Марина Влади!
      И проведу, хоть тресну я,
      Часы свои воскресные
      Хоть с пьяной твоей мордой – но в наряде.

      Сегодня “используется ” не только платье 🙂

    • Q says:

      “Сера, мой друг, теория всегда.
      Лишь вечно зеленеет древо жизни.”

      ELLA, политическая жизнь в США не карнавал, а ярмарка. Не та, “Где не обманешь, – не продашь…”, а ярмарка по гамбургскому счету.
      Ссылки на авторов заковыченного нужны?

      Нужно различать карнавал, пир, ярмарку… Собственно, это три слона на которых держится мир, а они стоят на черепахе древнегреческих (Афины) пиров. Костюмированное представление – не обязательно карнавал. Карнавал – это не действо с закрытым лицом, а открытие собственного “я” при помощи маски (я не про фильм с Дж.Керри).

      • Sergei says:

        Оспаривать ваше утверждение не стану, оно верно, но, все же имеет смысл сделать одну оговорку:
        «Я в точности такая же, как и все; принимаю желаемое за действительное и вижу мир не таким, каков он на самом деле, а таким, каким мне хочется его видеть». Пауло Коэльо
        По-моему, это касается всех нас, по ряду причин мы видим то, что мы видим … Но это не значит, что это точное отражение явления.
        «Костюмированное представление – не обязательно карнавал». Но, также, ярмарка – это необязательно только торжище.
        Поскольку, термин «карнавализация» – производное от термина «карнавал», а само понятие может трактоваться, как мы уже и упоминали, расширительно, и включать в себя элементы и пира, и торжища, и развлечений, то точка зрения Эллы не может быть бесспорно отвергнута: вопрос ведь в том, на чем делается акцент, какие элементы определяются как ключевые, а какие как сопутствующие. Но, тут каждый определяется сам.

        • Q says:

          Коэльо в праве видеть мир каким ему хочется. Лишь бы не работал при этом водителем такси или пилотом самолета, – тогда возможны проблемы. В крайнем случае есть специальные заведения для тех кто видит мир совсем и только таким каким ему хочется. 🙂

  10. ELLA says:

    Q : “Нужно различать карнавал, пир, ярмарку… Собственно, это три слона на которых держится мир, а они стоят на черепахе древнегреческих (Афины) пиров. Костюмированное представление – не обязательно карнавал. Карнавал – это не действо с закрытым лицом, а открытие собственного “я” при помощи маски (я не про фильм с Дж.Керри).”

    Костюмированное представление – конечно, не обязательно карнавал. Я согласна, что, например, гоголевский “Ревизор” – это скорей не скрытие, а открытие лица.
    И ярмарка – не обязательно торжище, как сказал Сергей.
    А вот ярмарка, как она показана нам в “Ярмарке тщелавия” – она сродни карнавалу.
    Теккерей: Чувство глубокой грусти охватывает Кукольника, когда он сидит на подмостках и смотрит на Ярмарку, гомонящую вокруг. Здесь едят и пьют без всякой меры, влюбляются и изменяют, кто плачет, а кто радуется;…., жулье шныряет по карманам, полицейские глядят в оба, шарлатаны (не мы, а другие, — чума их задави) бойко зазывают публику; деревенские олухи таращатся, на мишурные наряды танцовщиц и на жалких, густо нарумяненных старикашек-клоунов,….. Да, вот она, Ярмарка Тщеславия; место нельзя сказать чтобы, назидательное, даже не слишком небелое, несмотря на царящий вокруг шум и гам. А посмотрите вы на лица комедиантов и шутов, когда они не заняты делам и Том-дурак, смыв со щек краску, садится полдничать со своей женой и маленьким глупышкой Джеком, укрывшись, за серой холстиной. Но скоро занавес поднимут, и вот уже Том опять кувыркается через голову и орет во всю глотку: «Наше вам почтение!»
    Теккерей считает, что жизнь на людях – карнавал, а наедине с собой (семьей) – она уже настоящая жизнь.

    Пир же является атрибутом и карнавала, и ярмарки и многого еще чего. Вот не далее как вчера( м.б.позавчера) Баффет задал пир в поддержку кандидата от демократов Х.Клинтон. Он сказал, что действует в ущерб своим личным интересам, но считает, что позиция Клинтон больше соответствует интересам граждан Америки, чем республиканская. Билеты стоили от 500 дол. Для тех, кто хотел сфотографироваться с устроителями и самой Х.К., стоимость возрастала до 22 500 дол.
    Чем не ярмарка тщеславия и не карнавал?
    Здесь демонстрировали разное – кто что- и все скрывали тоже разное. Но все надели маски благопристойности и увлечения только лишь интересами Америки и американцев.
    Но нам следует признать, что без такого прикрытия вообще не делаются никакие дела, всегда есть внутренние пружины, и в результате движение преобразуется из броуновского в какое-то определенное, оно получает направление. Важно, чтобы это направление было более-менее осмысленным , и осмысливалось людьми хотя бы с IQ выше среднего и понятиями о благопристойности и честности.
    ( Кстати, Q , у меня черное подозрение, что вы свой ник взяли из этой абревиатуры. Может, вы тоже двигаете какие-то пружинки? Может , от вас зависит, чтобы за штурвал самолета или в президентское кресло не садились люди с карнавальными наклонностями)

    Но я не хочу сказать, что такая карнавальная жизнь свойственна только Америке. В других странах она больше похожа на балаган, просто примитивное площадное действо, скрываемое под маской заботы о Стране и гражданах, власть в которых – злобные маленькие клоуны, ставшие находули и этим самым пытающиеся стать вровень.
    А то, что жизнь обычных людей тоже слегка смахивает на карнавал, то я в этом, в отличие от Теккерея, не сомневаюсь.
    Почти каждый человек в обычной жизни старается выглядеть получше, поинтересной, поумней, позначительней, чем он есть на самом деле. Я говорю “почти”, т.к. сама лично знаю некоторых, которые не стараются, но так выглядят.
    И то, что обычная жизнь для обычного человека – это ярмарка – тоже нельзя отрицать. Особенно в Америке, где ты ходишь и расписывешь свои таланты, поешь и танцуешь ( это называется резюме), а по этой ярмарке ходит зазывала и расписывает, что ты получишь, заглянув к нему. И биржа – тоже ярмарка.

    Теория, может и суха, но она осмысливает все возможные варианты, которые ей предлагает древо жизни. Но я чего не понимаю, так это то, почему оно золотое. Вот видите, классики тоже иногда берут на себя слишком много, дерево должно быть зеленым. А если оно золотое, то оно уже не дерево, а черт знает что такое.

Leave a Reply to Sergei Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

About

Автор

Я,  Сергей  Москалев, – ведущий блога.  В фотоблоге я буду помещать отдельные фотографии или небольшие фотоистории, которые показались интересными мне. Надеюсь, они будут интересны и вам (использование снимков в сети – приветствуется, но с обязательной активной ссылкой на мой блог).

Categories

Calendar

December 2015
M T W T F S S
« Nov   Jan »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031