Общественное телевидение в России: смена декораций?

Posted April 18th, 2012 at 7:50 pm (UTC+0)
39 comments

Фото АР

Итак, гора родила мышь. Спустя два десятилетия разговоров, пересудов, разработок законопроектов (один из них так и лежит под сукном в Госдуме), смены вывесок («Останкино» на ОРТ, а затем на Первый канал) президент РФ Дмитрий Медведев подписал, наконец, указ о создании в стране Общественного телевидения (ОТР).

Однако правозащитников и независимых наблюдателей сразу насторожило, что проект этот будет реализовывать уже не сам «либерал-Медведев», а новый-старый президент Владимир Путин, прошлое президентское правление которого запомнилось «разгоном» НТВ и установлением жесткого «госконтроля» над многими некогда независимыми от Кремля СМИ. И в первую очередь – СМИ электронными. Так что будущие реформаторские мотивы «лучшего друга» российских журналистов пока не очень ясны.

Но дело не только в этом. Новый президентский указ вызывает массу старых вопросов. Во-первых, почему обязательно надо создавать какой-то новый общественный телеканал, когда есть старый государственный РТР, который финансируется из госбюджета и, по своей сути, обязан вести ту самую давно ожидаемую отрытую дискуссию на общественно значимые темы и обеспечивать плюрализм мнений?

Во-вторых, почему через семь лет после широко разрекламированного основания телеканал МО РФ «Звезда», о насущной необходимости которого так долго и убедительно говорили и министры, и генералы, сейчас вдруг оказался не нужен? А как же воспитание патриотизма и информационное обеспечение военной реформы? Эти задачи уже решены или просто необходимость в их решении неожиданно отпала?

В-третьих, в чем же реальная независимость от власти будущего Общественного телевидения, если совет по ОТР, как впрочем, и гендиректор-главный редактор будут утверждаться лично президентом? И, как следует из сроков, определенных указом Медведева, утверждать этих «независимых профессионалов» предстоит все тому же Владимиру Владимировичу.

В-четвертых, о каком цифровом мультиплексе идет речь, если «Звезда» на сегодня пока остается аналоговым проектом?

В общем, вопросов много. Но в чем лично у меня нет никаких сомнений, так это в том, что новый проект будет обеспечен финансированием. Возможно, в рамках перераспределения все тех же немалых бюджетных средств, на которые сегодня содержится телеканал «Звезда». Правда, сомнительно, что правительство сможет обеспечить «публичный сбор денежных средств» для Общественного телевидения. Вот вы можете себе представить, что российский «телеобыватель» понесет свой кровный рубль в эту новую бюрократическую копилку?

Даже государственный ВЦИОМ в декабре прошлого года признавал, что пока только каждый четвертый опрошенный россиянин (26%) готов финансово поддержать новый общественный телеканал.

Вывод напрашивается сам собой: при нынешних российских политических реалиях создание общественного ТВ может стать ничем иным как очередной сменой декораций. Так похожей на недавнее переименование «милиции» в «полицию», громко разрекламированного как реформа МВД. Можно ожидать, что следующим актом смены политических декораций станет выборность губернаторов с президентскими (читай – путинскими) фильтрами.

Но значит ли это, что создание Общественного вещания в современной России, в принципе, невозможно? Отнюдь нет. Напротив, этот процесс будет набирать обороты. Но реально он может пойти не сверху (по европейской – англо-германской модели), а снизу (по модели американской). Речь идет о так называемом «сетевом принципе», когда точками опоры для создания общественного теле и радиовещания (Public Broadcasting) становились, в частности, университеты. Правда, и здесь есть проблема – американские университеты по своему духу все-таки сильно отличаются от российских, где например, в МГУ и ЛГУ, ректоров тоже утверждает президент.

И все-таки процесс пошел. И инициировал его вовсе не Медведев, и тем более – не Путин, а медиа-революция, которая происходит и будет дальше происходить на наших глазах, даже если российские власти пойдут по «китайской модели» интернет-фильтров.

Как пример, приведу инициативу Сетевого Общественного Телевидения (СОТВ РФ) http://www.rusotv.org/, которое уже начало работать в Интернете. Оно, не претендуя на монополию вещания «от имени всего общества», ставит целью «создать ту модель телевидения, которая станет площадкой для широкой общественной дискуссии о ситуации в стране и ее будущем, обеспечит реальный плюрализм мнений, объективную информацию о событиях в стране и в мире».

В общем, несмотря на двадцатилетнее затягивание российской бюрократией вопроса об общественном вещании, есть надежда, что и в постсоветской России оно все-таки будет создано.

39 responses to “Общественное телевидение в России: смена декораций?”

  1. Oleg Petrov says:

    “Общественное” телевидение – это имитация свободной прессы. Рядовые граждане России считают данную инициативу кремля несправедливой и неправильной, бессмысленной и бесполезной. Казенные медиа-монополии, финансируемые за счет бесправных налогоплательщиков, населению вообще ни в каком виде не нужны. Независимые СМИ могут быть только частными. Уважаемые дамы и господа, пожалуйста, помните, что любое вмешательство государства в работу рынка информационных услуг приносит простым людям один лишь вред.

  2. АТажин says:

    Массальский этакий лукавый шустрик и не договаривает,что для него ОРТ,это просто тупо чито либеральное ТВ.Но тогда получается загогулина.Либералов в стране общество на дух не переносит,а они не моргнув глазом,хотят рулить каналом.Гдеж тут правда,справедливость?Или эти понятия подходят только для либералов,а не для всего российского общества?

  3. АТажин says:

    Массальский этакий лукавый шустрик и не договаривает,что для него ОРТ,это просто тупо чито либеральное ТВ.Но тогда получается загогулина.Либералов в стране общество на дух не переносит,а они не моргнув глазом,хотят рулить каналом.Гдеж тут правда,справедливость?Или эти понятия подходят только для либералов,а не для всего российского общества?

    • vmassalskiy says:

      Переход на оскорбления – это ваш единственный аргумент? Нынешнее прокремлевское ТВ успешно затыкает рот как либералам, так и консерваторам – любым политическим силам, альтернативным власти. Разве вы не видите эти очевидные вещи? Причем здесь “тупо либеральное ТВ”?

      • Valery says:

        я бы сказал, что правящий тандем исповедует принцип “управляемой демократии”, то есть, диктатуры в лайковых перчатках. Он не “затыкает” рот оппозиции, но и не допустит, чтобы ее голос был слышен наравне с теми “голосами”, что спонсирует власть.
        Псевдо-демократия, псевдо-жизнь, псевдо-общественное телевидение.
        А по поводу оскорблений: на каждый чих не наздравствуешься. Лучше оставлять без внимания, ибо тогда глупость автора станет очевиднее и его мнение незначительнее.

  4. илья says:

    Есть отличные каналы Дискавери Национальная география совершенно понятно на российском телевидение ничего подобного созданно быть не может. Поэтому россияне смотрят российские каналы типа НТВ для малоразвитых либо подключают кабельное.РБК вот единственно ценное на российском ТВ.

  5. alzaripov says:

    В России Государственное коллегиальное рейдерство и рэкет под демагогию о демократии.

  6. alzaripov says:

    Скорее, он следует библейскому предостережению: «Что посеешь, то и пожнешь».
    Да у них там от миллиардов бобла крыша поехала м.Путин на свой день рождения приглашал Сэра Э́лтон Геркулес Джона за 8 миллинов.в евро.
    Дома в Барвихи у его друзей сидящих на природных ресурсах богаче чем Зимний дворец
    в Питере.

  7. alzaripov says:

    Общественное телевидение в России и вообще все это работа 9 управления Ф и С Б
    бывшее 4 управление КГБ

  8. alzaripov says:

    vmassalskiy Нынешнее прокремлевское ТВ успешно затыкает рот как либералам, так и консерваторам – любым политическим силам, альтернативным власт такти.
    А грамотно звучит так
    Нынешнее прокремлевское ФСБ успешно затыкает рот как либералам, так и консерваторам – любым политическим силам, альтернативным власт такти

  9. alzaripov says:

    Пока у власти путиноиды нет и не может быть свободных, ни государственных, ни частных.

  10. alzaripov says:

    У Зарипова прошу извинения. Мои комментарии не пропускаются. Даже за попытку отправить, на моей почте появляется два десятка спамов. В окошке у меня Ваши данные. Я решил просто попробовать и вдруг мои (ваши) комментарии прошли. Zaur

  11. alzaripov says:

    Последные комментарии сделал я, Zaur. так как в окошке были эти данные.

  12. Руслан не русский says:

    Молодой человек.Россияне покупают в год более полумиллиона тарелок “Триколор”,”НТВ -плюс” и т.д..Общедоступно более 1500 каналов. В том числе и Дискавери.
    Илья -это от некомпетентности.Возврастное пройдёт.

  13. Alex Ivantsoff says:

    Видимо я не вхожу в кагорту тех 26% россиянин готовых финансово поддержать новый общественный телеканал, ибо и ломанного гроша не дам на эту глупую, если не сказать преступную затею, которая выльется очередным распилом, отмывом и кражей моих (как налогоплатильщика) денег. Полностью согласен с автором в части “поднимаемых вопросов”. На нынешнем прокремлевском тв есть только три вечные ценности: Галкин, Пугачева и таблица цветов ГЦП, в простонародье, именуемая “матрас”. И к тому же есть ОРТ – Первый канал! Так пусть он и оправдывает своё “ОРТ”!

  14. alzaripov says:

    ”. На нынешнем прокремлевском тв есть только три вечные ценности: Галкин, Пугачева и таблица цветов ГЦП, в простонародье, именуемая “матрас”

  15. alzaripov says:

    Россияне покупают в год более полумиллиона тарелок и варят щи…

  16. Vladimir Shliahov says:

    Думаю что об этом самом общественном стоит позабыть.
    У меня нет никакого ТВ, вполне хватает интернета, а там этого самого ТВ сколько у годно.

  17. Oleg Petrov says:

    “Общественное” телевидение – это бессмыслица, которую на практике реализовать невозможно. Рядовые граждане России являются обездоленными бедняками, поэтому простые люди не способны финансировать даже самих себя. Скорее всего кремль пытается при помощи тех или иных трюков сохранить свою монополию на распространение информации. Уважаемые дамы и господа, пожалуйста, поезжайте в США именно для того, чтобы на месте изучить работу рынка свободных СМИ, не имеющих к государству вообще никакого отношения.

    • Valery says:

      общственное телевидение – такая же бессмыслица для нормального человека, как и Общественная палата. А теперь еще и “большое правительство” Медведева.
      Имитация демократизации страны обернется против тандема.
      Все это кончится смутой и переворотом.

  18. alzaripov says:

    Общественные только туалеты и то в центре Москвы и то тетя Нюра -хозяйка туалета имеет звание сержанта НКВД=КГБ=ФСБП(фсбПуттина),а все остальное в России частное
    ФСБП.

  19. Крючков says:

    Общественные только туалеты и то в центре Москвы и то тетя Нюра -хозяйка туалета имеет звание сержанта НКВД=КГБ=ФСБП(фсбПуттина),а все остальное в России частное
    ФСБП.

  20. Крючков says:

    Сидят старики внештатники бывшие товарищи Путина по НКВД и хреновину мифическую выдумывают то Народный фронт с антинародными целями то бредовое общественное ТВ
    с целью зомбирования простыъ пипл нищих….

  21. Крючков says:

    Бывший народный депутат России, депутат Петербургского горсовета Марина Салье хорошо знала Анатолия Собчака, а деятельности Владимира Путина в органах власти Санкт-Петербурга посвятила целое расследование.Бывший народный депутат России, депутат Петербургского горсовета Марина Салье, выступившая в начале 1990-х годов с обвинениями в коррупции и хищении средств в адрес Владимира Путина в его бытность заместителем первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, вновь обвинила его в махинациях. До этого Салье 10 лет не встречалась с журналистами, переехав в глухую деревню Псковской области, сообщает «Радио Свобода».

    Марина Салье хорошо знала Анатолия Собчака, а деятельности Владимира Путина в органах власти Санкт-Петербурга посвятила целое расследование. В 1992 году специальная комиссия Санкт-Петербургского горсовета по руководством Салье пришла к выводу, что по документам, подписанным председателем Комитета по внешним связям при мэре Санкт-Петербурга Владимиром Путиным, а также его заместителем Александром Аникиным, за рубеж были вывезены редкоземельные металлы, нефтепродукты и другое сырье на сумму более 100 млн долларов, сообщает «Радио Свобода». Это были бартерные контракты. Взамен в Петербург, где продовольствия не хватало настолько, что на него уже были введены карточки, должны были поступить партии мяса, картофеля, птицы. Но не поступили.

  22. Крючков says:

    В 2000 году, когда карьера бывшего заместителя Собчака достигла наивысшей точки, взять интервью у Марины Салье поспешили чуть ли не все иностранные корреспонденты и даже один российский телеканал. Салье в это время и сама писала статьи, призывая не голосовать за Путина. И вдруг — после победы Владимира Путина на выборах — она уехала в глухую деревню и перестала общаться с журналистами.
    Напугали в НКВД пообещали матку вырезать…..и родню под трамвай бросить…

  23. илья says:

    Салье женщина не из трусливых раз начала это раследование и довела его до прессы. Скорей всего поняла что добиться справедливости и исполнения закона для всех,в России проблематично и не возможно. Но о ней и таких людях как Навальный будут вспоминать с уважением,в отличии от Путина-людоеда и ему подобных.

  24. Valery says:

    все, к чему прикасается рука Медведева, носит характер постановки, бутафории, мелкотравчатости..
    Так и с ОТ. Ну, зачем, скажите, нужен России еще один ТК, если есть РТР – государственный, и стало быть, общественный? Или на РТР у Медведва-Путина свои планы, как на собственную информационнную вотчину?
    А 1 канал? – его ведь рекламировали именно как “общественный”. На деле он проводит линию партии власти.
    Так получится и с ОТ, коли его возглавят назначенцы тандема.
    Верить в либерализм Медведева-Путина глупо. Это прикрытие им нужно постольку-поскольку, дабы получить возможность закулисных политических маневров для сохранения кресел и управления страной в интересах тех, кто их туда подсадил.
    Да они и сами признают, что они – “прагматики”, то есть, в первую очередь готовы видеть за всем выгоду, деньги – это и есть их истинное мировоззрение.

  25. Крючков says:

    Но о ней и таких людях как Навальный будут вспоминать с уважением
    Ну, зачем, скажите, нужен России еще один Путин ценности: Галкин, Пугачева
    И все-таки процесс пошел
    Итак, гора родила мышь
    Можно ожидать, что следующим актом смены политических декораций станет Галкин
    граждане России считают данную инициативу кремля несправедливой и неправильной, бессмысленной и бесполезной.

  26. Крючков says:

    НЕ СМЕШИТЕ , КАКОЕ ТЕЛЕВИДЕНЬЕ ? ЭТО ГДЕ ДОЯРКИ , ТАГИЛЬСКИЕ САНТЕХНИКИ И ТОКАРЯ С ЛИДЕРАМИ ПРОФСОЮЗОВ , БУДУТ ПЛАМЕННО ЛЮБИТЬ НЕЗАМЕНИМОГО ВОЖДЯ , СПАСИТЕЛЯ И ЛИДЕРА НАЦИИ ПУТИНА ?

  27. Крючков says:

    Обдумывать идиотские решения, а тем более рассуждать о дебилах из власти – с таким же успехом можно сесть на улице перед кучей дерьма и филосовствовать с этим дерьмом. Власть не заслуживает моего времени на рассуждения о ней.

  28. Василий says:

    Телевидение и медиа запада и сша являются примерами внедрения в сознание людей насилия и разврата .

    Диссиденство позднего СССР связано именно с потребностями неокрепших и морально инфантильных товарищей удовлетворить свое низкое любопытство в отношении сальностей и крутостей сшавских произведений .

    Телевидение и киноматограф времен СССР является непревзойденным примером правильного воспитания человека .
    И , имея этот опыт у России сохраняется возможность создания редкого , для других стран телевидения , чем она со временем и воспользуется .

    Общественное телевидение является продуктом возмущения населения России , развратом исходящим от запада , не свойственным для Русской Православной традиции .

    В криминальной хронике РФ имеется яркий тому пример :
    В глубинке трое по 17-18 лет начали день с видео боевиков – смотрели весь день меняя кассеты в прокате – просмотр затянулся и на всю ночь . Утром они убили пять человек . Сами пришли в милицию и сдались . Объяснили , что после этих фильмов они потеряли осознанность реальности и убийства воспринимали как игру .

  29. Агент 007 says:

    В.Массальскому. Нездоровая практика цензурировать комментарии – это у Вас горькое наследие советскости.
    По поводу общественного телевидения ,за него высказывается внутримкадовская и питерская братия из этнократов АНТИ .
    Народ против огромных трат на балабольство и просит вложить деньги в реальный сектор экономики.
    Очередной рупор одного племени,причём из национального меньшинства,которые достали по 138 каналам спутникового телевидения ” Триколор”.
    Равно,как и в рунете ,долбят этнократы по концепту этноцентризм.

  30. Руслан не русский says:

    Какое социальное телевидение ? Крючков ,Вы о чём это ?
    Освежу память. В будущность ненышнего премьера ещё президентом ,на встрече с лидерами ,тогда ещё ЮФО , прозвучала критика в адрес федерального правительства от правящей элиты КБР о засилии одним этносом федеральных СМИ.
    Буквально все лидеры Северо-кавказских республик, областей нижней Волги – Астраханской,Волгоградской, а также Ростовской области , Краснодарского и Ставропольского краёв и Калмыкии поддержали это требование.
    И ,что произошло ? Изменений никаких !
    А ведь Россия – многонациональное государство.
    И таки зачем ещё один канал ?
    Для трудоустройства пустобрёхов !
    Действительно, а не лучше ли реанимировать пять аграрных хозяйств и для них построить предприятия промышленной переработки и хранеия ?
    Ан нет ! Уводим от насущных проблем массы , в плоскость проблематики десятой степени значимости.
    Народонаселению России сие неинтересно, а болтунам АНТИ из Москвы и Питера – это проблема № РАЗ !

  31. Руслан Северный Кавказ says:

    На коротком планёрном совещании посовещались и решили пропустить комментарий.
    Похвально ! Любителю щей – Ал.Зарипову.Если не забанят.
    Комплект спутникового приёмника Хот Бёрд – это 400 каналов на иностранных языках и 10 каналов на русском языке.
    Если есть что возразить по существу ,попробуйте.
    На Северном Кавказе любят шурпу,лагман, шулюм .
    Со всей очевидностью можно отметить,что блогер никакой ,а уж кулинар тем паче.

  32. илья says:

    Нужно быть реалистами и понимать мозгов не хватит у наших Эрнстов что бы создать что то подобное Дискавери или Национальной географии так что затея очередная но провальная как всегда.

    • Илья.Вы слабо представляете о двойных стандартах теневой забугорной мировой мафии. Двуликий Янус, просто амёба в сравнении с ними.
      Тысячекратные стандарты на разных уровнях и подуровнях, в разных измерениях с большой дифференциацией . Это Вам не семь цветов радуги ,что весьма примитивно . Актуально было лет 30 назад – ныне отстой.

  33. Василий says:

    Кого то , похоже заклинило на Дискавери .
    Да отвезли уже давно на выставку – свалку , ибо дурканули инженеры и нет нынче у сшы вообще на чем летать , а может просто конгресс на денежки развели очередной раз .

Leave a Reply to Руслан Сев.Кавказ Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Автор

Автор

Вадим Массальский Вадим Массальский – репортер, редактор, ведущий видеопрограмм Русской службы «Голоса Америки». Журналистикой занимается тридцать лет. Работал в Москве, в Краснодарском крае, Мурманской области. С 2005 года сотрудничает с «Голосом Америки». Автор документальных фильмов, цикла повестей, очерков и рассказов. Выпускник международной программы стипендий Фонда Форда. Защитил магистерскую диссертацию на факультете журналистики МГУ по теме: «Русская служба «Голоса Америки: от Радио до Интернета. Опыт конвергенции». С 2013 года живет в Вашингтоне.

Наши блоги

Календарь

April 2012
M T W T F S S
« Mar   May »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30