«Лех Валенса – человек надежды»

Posted December 9th, 2013 at 9:48 pm (UTC+0)
12 comments

 

Фото и текст: Сергей Москалев, Reuters

«Я бы не стал тем, кто я есть сегодня, если бы не “Голос Америки”. Да и в успехе нашей борьбы на треть мы обязаны “Голосу”», – сказал он, эмоционально взмахнув рукой.

01_DSC4945

«Я бы не стал тем, кто я есть сегодня, если бы не “Голос Америки”

Фильм Анджея Вайды о лидере «Солидарности» и первом президенте посткоммунистической Польши Лехе Валенсе был показан в Конгрессе США.

Screenwriter Glowacki applauds as film director Wajda arrives at a news conference for his new film "Walesa" in Warsaw

Режиссер Анджей Вайда. На экране «Лех Валенса – человек надежды» – в основе повествования несколько лет из жизни лидера «Солидарности» Леха Валенсы

Лех Валенса и режиссер Анджей Вайда на Венецианском фестивале. Сентябрь 2013

Мы попытались «перехватить» экс-президента с просьбой об интервью уже в гостинице.

В час Х он ворвался в фойе на полном ходу, как линкор входит в большую знакомую гавань. За ним неслась свита помощников и репортеров.

Журналист «Вашингтон пост» в очередь на интервью была записана первой. Втроем, включая переводчика, они расположились в кафетерии за столиком, прямо в фойе гостиницы.

03_DSC4905

Лех Валенса беседует с журналисткой «Вашингтон пост»

Я же в роли папарацци занял место чуть поодаль, в стороне, время от времени вскидывая камеру и ловя в кадр неистового Леха (кажется, он был не против, но я помнил о том, что съемка на частной территории, каковой является гостиница, не всегда приветствуется).

Он сидел в пяти метрах от меня – человек-легенда.

09_DSC4906

Лех Валенса. Интервью

То, что случилось тогда, в конце 1970-х – начале 1980-х, потом назовут ключевыми событиями в развале коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе. А спровоцировал ситуацию во многом он – электрик без высшего образования, лидер движения «Солидарность».

Август 1980. Лех Валенса на митинге «Солидарности»

Сентябрь 1980. Лех Валенса на официальной регистрации профсоюза «Солидарность»

В августе 1980 года бастующие рабочие захватили судоверфь имени Ленина в Гданьске. Протест был массовым. Через несколько месяцев профсоюз уже включал в себя 10 миллионов членов – четверть населения Польши.

Электрик «замкнул» сеть, «закоротило», заискрило везде, по всей Польше, потом были Румыния, ГДР, Прибалтика…

И… система посыпалась.

Ноябрь 1980. Варшава. Валенса выступает из автобуса на митинге «Солидарности»

В год 30-летия образования движения «Солидарность» (2010-й) Валенса признался: «Если бы кто-нибудь мне сказал тогда, что в Польше не будет коммунизма и советских, что Польша будет суверенным и независимым государством, я бы не поверил, что нам удастся этого добиться».

Лех Валенса на митинге в Гданьске по случаю 30-летия образования профсоюза «Солидарность» (август 2010)

Кадр, еще кадр. Он давал интервью, но со стороны казалось, что этот железный человек – а ему уже 70 – вернулся в свою молодость: эмоции, жестикуляция, напор.

06

Декабрь 2013. Вашингтон. Вспоминая былое

07_DSC4913

Лех Валенса. Интервью «Вашингтон пост»

В 1990 году Валенса пошел на выборы с лозунгом «Я не хочу, но должен» (Nie chce, ale musze) и победил, став первым демократически избранным президентом Польши.

Президент Польши Лех Валенса и американский президент Бил Клинтон. Варшава 1993

Я помню в то время, как наши студенты-поляки просто боготворили Валенсу – он был знаменем и кумиром поколения, национальным героем.

Ноябрь 1980. Гданьск. Лех Валенса с детьми на пути из церкви

А потом, как часто бывает – в нем разочаровались.

И вторые выборы он уже проиграл социалисту Квасьневскому, образованному, по-своему блестящему политику с… комсомольским прошлым (Социалистический союз польских студентов).

Президенты Польши в разные годы: Войцех Ярузельский, Александр Квасьневский, Лех Валенса.

Кстати, помню, как однажды, пару лет назад, здесь, в Вашингтон, мы с коллегой попробовали взять короткий комментарий у Квасьневского. Дело было на коктейле, после какой- то лекции. «Подрулили», мол, пан президент, пару слов для Русской службы «Голоса Америки?» – «Для русских братьев? – весело отозвался Квасьневский на чистом русском, – всегда». Но это уже другая история и о другом президенте.

Бывший президент Польши Лех Валенса, канцлер ФРГ Ангела Меркель и бывший президент СССР Михаил Горбачев. Берлин 2009

15_RTXGF7H

Лех Валенса

Лех Валенса и Михаил Горбачев. 2009 год. Берлин

05_DSC4862

Беседа

О чем говорил в тот момент – не знаю. Может, вспоминал прошлое – стачки, баррикады, может, делился впечатлениями о фильме и не соглашался с Вайдой в трактовке своего образа, а может, не мудрствуя лукаво, повторил в какой-то момент то, что резанул на днях в интервью немецкой газете Die Zeit (эту цитату я нашел в российских СМИ) – актуально, хотя, возможно, и провокация: «Бог дал Украине такие хорошие почвы с тем, чтобы она могла прокормить всю Европу», а от производства машин украинцам, мол, стоит отказаться: «Машины могут производить и в Польше».

19_DSC4887

Лех Валенса. Вашингтон 2013. «Да, было дело»

Беседа с журналисткой «Вашингтон пост» длилась недолго, минут 7-10. Потом Валенса встал. Тут и подскочили мы: «Пан президент! Пан президент!». Валенса улыбнулся, но сослался на то, что времени совсем в обрез – расписание плотное, интервью не получится. Но все же сказал ту ключевую фразу, которую вы уже прочли вначале: «Я бы не стал тем, кто я есть сегодня, если бы не “Голос Америки”. Да и в успехе нашей борьбы на треть мы обязаны “Голосу”». И он взмахнул рукой: Do widzenia.

20_DSC4952

«В успехе нашей борьбы на треть мы обязаны “Голосу”». Разговор с корреспондентом «Голоса Америки» Вивиан Чакариан

«До свидания, пан президент».

 

 

12 responses to “«Лех Валенса – человек надежды»”

  1. Oleg Petrov says:

    Катынь – это одно из многих преступлений чекистов, которое стало известным только благодаря упорству нескольких поколений поляков. По аналогичной схеме были расстреляны почти все офицеры Русской Императорской Армии. Страной победившего зла до сих пор руководят советские политические оккупанты, поэтому по-настоящему хорошие отношения Москвы и Варшавы в принципе невозможны. Уважаемые дамы и господа, пожалуйста, помните, что в Центральной Европе слова “коммунист” и “педофил” имеют одинаковый имидж.

  2. Д.Г.Анохин says:

    Лех Валенса – один из немногих поляков, к которым я отношусь с искренней симпатией. Действительно, он самый настоящий , а не назначенный лидер. Люди его выдвинули. Что, умнее и красивее его никого в “Солидарности” в 1980 году не было? Были. Но Валенса – добрый католик, отец шестерых ( или семерых, могу ошибаться) детей, человек от станка, никогда не бывший в Польской Объединенной Рабочей Партии (ПОРП), человек, который хотел хорошего себе и таким как он, и при этом, не хотевший плохого никому.
    На самом деле это ключевой момент:хотеть хорошо всем, и не хотеть плохо никому.
    Именно поэтому он и возглавил “Солидарность”. Под флагом этого профсоюза в Польше шла непримиримая борьба с той дурью, которая в СССР и Польше того времени называлась “социализм”. Никаким социализмом это на самом деле не было, а было это дистрофической экономикой, основанной на сталинском бреде, в результате которого, ни в СССР, ни в Польше жрать было нечего. А еще это было всевластием коммунистических паразитов с их двойной лицемерной моралью, убогими лозунгами, чванством ко всем остальным и наплевательством на элементарные права человека.
    Вот со всем этим и боролась “Солидарность” во главе с Валенсой. Боролась каждый день. Ни на один день не прекращалась борьба. Я помню, что в тот период и Союзе здравомыслящие работяги с симпатией наблюдали как поляки устраивают забастовки и требуют повышения зарплаты, требуют бесперебойного снабжения элементарными продуктами. Но наши тогда боялись… А, вот поляки не боялись, и правильно делали. Соответственно, ситуация обострялась.
    Ярузельский в 1981 году упёк его в тюрьму на пол-года. Но став Президентом Польши, Валенса сделал всё, чтобы ни один волос не упал с головы Ярузельского. Более того, в одном телеинтервью Лех Валенса сказал о Ярузельском: “.. я никогда не буду судить пана генерала. Такие как, он необходимы любому государству в трудную минуту. Ярузельский спас Польшу в 1981 году от советской оккупации. Я не знаю, чтобы делал я, если бы был на месте пана генерала в 1981 году.”
    Валенса категорически отрицал всё, что связано с социализмом и Советами, но всегда положительно относился к России и к простым русским людям. Для нынешней Польши это, мягко говоря, не типично. Потому, что Валенса – человек более старшего поколения и о России , и о русских знает в разы больше, чем нынешняя Польская молодежь, в том числе и молодежь политическая.
    Вообще, у Валенсы есть чему поучиться каждому из нас – порядочности, как человеческой, так и политической, готовности идти на самопожертвование ради общего дела, готовности принять на себя ответственность в трудной ситуации, в умении организовывать людей на борьбу, и многим другим положительным качествам.
    Валенса возглавлял Польшу в пореформенную эпоху. Тогда, в 1989 году, Больцерович провел в Польше “шоковую терапию” в экономике. Валенса стал президентом в Польше в конце 1990 года, приняв власть от Ярузельского, который ушел поняв, что это необходимо. Тогда, в начале 90-х Польша представляла собой чудовищное зрелище. То, что называют “шоковой терапией” по Гайдару в России – это цветочки, по сравнению с тем, что пережил польский народ переходя к экономике, основанной на науке, а не на социальных догмах. Гайдару было легче. Именно тогда, в начале 90-х, Польше и нужен был такой президент, которому безоговорочно верили бы все люди. Другой бы просто не справился. Он с честь оправдал все кредиты доверия, которые ему выдавали поляки. Я считаю его одним из великих поляков, одним из символов польского народа, польской истории.

  3. Эдуард Котляров says:

    Замечательно , Сережа !
    Талантливо, как всегда !!!!!
    Пожалуйста , начни е-альбом всех своих репортажей за 20+ лет , который потом можно будет издать как книгу !

    Очерк Анохина очень понравился . К стати, он не родственник знаменитого ученика И. П. Павлова бывшего академика Петра Кузмича Анохина ( в 1960-61 я имел честь быть его студентом в 1 Московском Медицинском Институте ) .

  4. Святогор says:

    Сергей, интересный очерк. И Анохин неплохо написал. Вот только появился один вопрос: почему же сами поляки называют Валенсу “проклятым либералом” и очень радовались, когда в 1995 г. выбрали не его, а Александра Квасьневского? Может, по тому же принципу, почему в России сейчас не любят Ельцина и поддерживают Путина?

    • Sergei says:

      Ваш вопрос на засыпку. Не знаю, но могу догадаться. Давайте по порядку. Наверное, “проклятым либералом” его называют не все, да? Потом, я бы не сравнивал его с Ельциным, все же, он стал президентом Польши совсем не так, как Ельцин стал президентом России. Валенса действительно человек из народа, выдвинутый народом на гребне протеста. Он не был партийным функционером, не «колебался с линией партии». Хотя, по-моему, и тот и другой в силу недостаточной образованности сильно зависели от окружения, не то что бы уж совсем – «короля делает свита», но …
      Да, как написал Анохин «Валенса категорически отрицал всё, что связано с социализмом», а это предполагало действительно радикальные реформы…И, собственно, в те годы (постсоветские) в стране была «отрыжка» от социализма…И психологическая, и бытовая.. Все же хотели, как в Европе, как в Германии… И цель, казалось, близка…, вот только и… сразу… Но страна столкнулась с колоссальными проблемами (это при огромных кредитах на реструктуризацию экономики – где то , если не ошибаюсь, около 60 миллиардов).
      Квасьневский в 1995 году пришел с более социально ориентированной политикой, хотя, я думаю, у Валенсы, если бы был второй срок, политика тоже бы сильно полевела. Вот как сам Валенса высказался об этом: «Квасьневский говорил, что готов реализовать программу Валенсы, но сделает это лучше самого Валенсы, поскольку лучше образован. Но он не сделал этого».
      То есть, я к тому, что крайний экономический либерализм Валенсы в первые годы президентства был вполне объясним: он действовал в сложившихся обстоятельствах. Но по этой же причине он и проиграл выборы социалисту Квасьневскому, а разозленные неурядицами переходного периода поляки – далеко не все, скорее все же меньшинство – вероятно и кричали ему вслед : “проклятый либерал”. Справедливо ли?

  5. Василий says:

    Ну и где сейчас Польша ?
    Что появилось в Польше за 25 лет , после того как она отказалась от возможности быть индустриальной страной .
    Может что то построили ? Заводик там какой завалящийся ?
    Как и ранее , единственным достижением красуется сталинская высотка в центре Варшавы .
    За что боролись то и получили – плацдарм под американские про .

    • Sergei says:

      Василию. С вашей подачи я решил проверить экономические показатели Польши.
      Немного истории. 1 мая 2004 Польша вошла в состав Европейского Союза. Пока Польше не удаётся добиться выхода на финансово-экономические показатели, которые требуются для вхождения в зону единой валюты Евросоюза. По оценке специалистов «Польша, видимо, не будет иметь евро ранее 2014—2015 годов». Государственный долг 45% от ВВП. Уровень безработицы 10%.
      Но рост экономики Польши с 2007 года опережает по темпам все страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), однако, темпы роста снизятся до 2.75% – прогноз был на 2013 год. Сегодня Польша входит в двадцатку наиболее динамично развивающихся стран.

  6. Василий says:

    Сергей , а стоит ли обманываться даже если тому рад .

    Вы же показываете картинки .
    Если уже на этом уровне , то много убедительнее была бы хоть одна картинка построенного в польше объекта ,
    если не промышленности то хотя бы инфраструктуры .

    Зачем эти числа которые за деньги себе рисует каждая власть .
    Китай , к примеру со следующего года по другому будет считать ввп и числа изменятся в разы ,
    но развитие страны останется прежним .

    • Sergei says:

      Василию

      Я согласен, что статистика вещь лукавая, и, в этой связи, вспоминается известная сентенция тов. Сталина, но, сказанная несколько по иному поводу: «Важно не как голосуют, а как считают» (цитирую по памяти).
      Картинок у меня для вас нет – я же не специализируюсь по Польше, но перепроверил некоторые данные (именно, некоторые), и они подтверждают, что в Польше развитие и строительство новых объектов идет.
      Цитата: «С момента вступления Польши в МФК (Международная финансовая корпорация) – член группы Всемирного банка, что произошло в 1987 году, корпорация вложила свыше 550 млн. долларов США (404 млн. долларов США самостоятельно и 153 млн. долларов США в кооперации) в широкий спектр отраслей экономики. В их числе: стеклоделие, целлюлозно-бумажная промышленность, электромашиностроение, сталелитейное производство, гостиничное хозяйство, связь, городское строительство, розничная торговля, агропромышленность, ипотечное финансирование, финансирование малых и средних предприятий, здравоохранение, банковское дело и частные фонды ценных бумаг».

  7. Василий says:

    Сергей мне кажется что все эти революции имеют общее место .
    Бунтуют рабочие фабрик , которые попали в условия жесткой эксплуатации на волне подъема индустриализации .
    После бунта индустриализация заканчивается и начинается стагнация ,
    до того времени пока не будет создана новая система промышленности .
    Это и произошло в Польше .
    После бунта фабрики деградировали и сейчас уже другая система пытается отстроить их заново .
    550 млн. $ – это капля в море по сравнению с тем сколько было потеряно индустриальной инфраструктуры ,
    создаваемой в Польше c помощью CCCР .
    Польша , в результате окончательно превратилась в аграрный придаток европы .

    • Sergei says:

      Возражать вам непросто, нужен доскональный анализ фактов – это большая работа. Но, по вашей логике, только Германия и Франция – не придаток Европы? Но ведь это не так. Да, переформатирование экономики в Польше произошло, акценты смещены в зону сельского хозяйства (при том , что остались целый ряд отраслей промышленности (конкурентных), но и сельское хозяйство стало высокотехнологично и конкурентно. И, как я отмечал, рост ВВП в Польше вполне приличный, выше, чем у многих европейских стран. Но, проблемы конечно же есть. Мне кажется, что в период СЭВа их было не меньше, их просто вуалировали за счет вливаний из СССР. И «довуалировались». Пришел Валенса и Солидарность.

  8. Василий says:

    Факт остается фактом .
    Польша за 20 лет ничего не получила , но потеряла тенденцию индустриализации , подаренную ей СССР ом .
    Это все благодаря таким Валенсам ,
    которые будучи рабочими заводов не понимали смысла создания промышленности в Польше ,
    а желали только свободы возвращения хижину с соломенной крышей и собственным курятником .
    Было бы интересно отметить судьбу того завода с которого Валенса . Оказывается угробил он этот завод .
    СССР в Польше руководил то всего 20 лет – и при этом восстановил ее после войны и еще начал индустриализацию .
    Валенсы уже 20 лет сидят и не сделали вообще ничего , кроме как получили подачку в 550 чужих денежек .
    Историческая роль таких деятелей – это регресс страны
    Система пропаганды , в том числе и ваша ГА шная ,
    потому пытается не дать людям опомнится и даже подумать о губительной для Польши роли таких людей .

Leave a Reply to Sergei Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

About

Автор

Я,  Сергей  Москалев, – ведущий блога.  В фотоблоге я буду помещать отдельные фотографии или небольшие фотоистории, которые показались интересными мне. Надеюсь, они будут интересны и вам (использование снимков в сети – приветствуется, но с обязательной активной ссылкой на мой блог).

Categories

Calendar

December 2013
M T W T F S S
« Nov   Jan »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031