С Днём рождения, Казахстан!

Posted December 15th, 2011 at 7:52 pm (UTC+0)
25 comments

Озабоченность американцев и россиян войной в Афганистане и наши споры о ПРО – не повод для того, чтобы упустить из виду такое значительное событие, как 20-летие независимости Казахстана. В то время как и Москва и Вашингтон лоббировали в пользу превращения Китая в ответственного партнера мирового масштаба, Казахстан уже выполнял эту роль с тех самых пор, как стал независимым 16 декабря 1991 года.

На мой взгляд, казахские власти многое сделали для того, чтобы обеспечить межэтническое и межконфессиональное согласие в стране, где проживает более ста этносов. Казахстан, как мусульманская страна, уважающая религиозное разнообразие, может, как мне кажется: служить примером новым режимам на Ближнем Востоке и в других странах.

Казахстан имеет крупнейшую экономику в Центральной Азии. Его валовой внутренний продукт (ВВП) превышает ВВП четырех центрально-азиатских соседей, вместе взятых. ВВП на душу населения, который менее десяти лет назад составлял всего лишь 2000 тыс. дол., сегодня превышает 9000 тыс. дол. и продолжает расти. Этот рост захватывает широкие слои населения и привел к появлению в стране влиятельного среднего класса.

Производство энергии остается важным фактором укрепления экономической значимости страны. Казахстан является крупнейшим производителем нефти и природного газа в Центральной Азии и занимает 11 место в мире по объемам запасов углеводородов, имея более трех процентов общемирового объема. Благодаря Казахстану поставки из стран, не являющихся членами ОПЕК, на мировой рынок значительно возрастут в ближайшие 10-15 лет, так как объем добычи казахской нефти удваивается.

Правительство в Астане проводит эффективную стратегию диверсификации своих покупателей энергии, чтобы избежать зависимости от какого-либо одного клиента или маршрута транзита. Многие страны получают выгоду от увеличения объёма экспорта казахской нефти. Казахстан также обладает значительными запасами природного газа и крупнейшими мировыми запасами природного урана.

Но влияние Казахстана имеет и другие причины, помимо его богатых природных ресурсов. Власти рационально стремятся к диверсификации национальной экономики, чтобы избежать чрезмерной зависимости от экспорта энергоносителей. Здесь стараются расширить использование передовых технологий и современных методов управления в приоритетных секторах экономики – от финансовых услуг до сельского хозяйства. Страна достигла поразительных спехов в привлечении прямых иностранных инвестиций – более 120 млрд долларов с 1993 года.

В течение двух десятилетий Казахстан является одним из мировых лидеров в содействии контролю над вооружениями, отказавшись от ядерного оружия, унаследованного от Советского Союза, и испытаний ядерного оружия на своей территории.

Многовекторная внешней политика, направленная на установление отношений со всеми крупными державами, сделала Казахстан стратегически важным фактором в Евразии.

В течение последнего десятилетия Казахстан играет важную роль в многосторонних усилиях по стабилизации ситуации в Афганистане, особенно путем объединения с Россией в обеспечении жизненно важной материально-технической поддержки Международным силам содействия безопасности через Северную распределительную сеть. Кроме того, Казахстан запустил Программу стипендий (50 млн дол.) для обучения тысячи афганских студентов в казахских вузах. Я считаю, что стабильное политическое, экономическое и культурное сотрудничество с Россией, США и другими странами будет способствовать экономическому росту страны, его политическому развитию и региональной безопасности.

25 responses to “С Днём рождения, Казахстан!”

  1. Странник в ночи says:

    Ричард Вайц:
    “…. Правительство в Астане….”….
    ………………………………………………..
    Это ж, – сколько лет Алма-Атам, – “Отцу яблок”, – как столице бывшего Советского Казахстана?
    А ведь, Уважаемый Р.В., – по-моему, это был один из первых, – Важнейших(!) шагов Независимого Казахстана? – символизирующего Разрыв со своим Советским Прошлым, – перенос Столицы в Астану…..
    Начало – как с Нового, – Чистого листа…..

    Символ? – А какой Заметный и…. как Вы тут довольно Убедительно показали, – не формальный, а – Значительный!…..
    И подкреплён Доказательствами….

    Это, – тем более, – Важно отметить, если обратить наши Взоры на Россию, – где, – пытаясь дистанцироваться от своего Прошлого, – Ничего до конца не сделано…..
    Смотрите: в Гербе России – “мутантная курица”, а на крыльях у неё – Звёзды…..
    Гимн, – слова, вроде как, – и Новые, а музыка? – Из Прошлого…..
    И…. Вот ещё: теперь Санкт-Петербург? – Но….. Ленинградская область…..
    И такие факты – сплошь и рядом, – и Кругом, – куда ни кинь Взор….

    Мелочи, – скажете Вы?
    А КАК эти “мелочи” сегодня режут глаз?…..
    Потому что, – как ни крути, а – Казахские Ассоциации, – на фоне России, – явно Препочтительнее….

    P.s.
    Ассоциация….
    На фоне Казахстана – Россия сегодня – как…. тот Несчастный Последыш…..
    Последыш, – который, – за эти 20 лет, – в Долгом ожидании своего Рождения, наверное, выбился из сил….
    …. И….. Ведь ТАК и не родился!…..
    Застрял…..
    …. И Уже – не “Там”…..
    Но Ещё – и не “здесь”…..

    И теперь этот Российский, точнее говоря, – Евро-Азиатский, – Последыш…. тихо Умирает….
    ……………….
    Хорошая Статья, – Спасибо, Р.В. ….

  2. Иванович says:

    Хорошая публикация автора, присоединяюсь к поздравлению!
    Казахстан расположен в центре Евразии, на перекрестке древнейших цивилизаций
    в мире. Это наиболее развитая страна в Центральной Азии. Действительно, недра
    Казахстана хранят более 90 видов полезных ископаемых. Руды чёрных и цветных металлов идут на экспорт в Японию, Юж. Корею, США, Канаду, Россию, Китай и ЕС.
    Запасы нефти около 40 миллиардов бареллей. Разведанные запасы урановых месторождений занимают второе место в мире. Преимущество экономики этой страны-
    огромные запасы природных ресурсов на долю населения.
    Теперь Казахстан, вместе с Россией и Беларусью, является членом Таможенного союза
    и Единого экономического пространства, что позводит приблизить его к мировым рынкам
    и Европе. Казахстан также является членом Международных организаций ШОС и ОДКБ,
    призванных повышать уровень безопасности в регионе, интеграцию, тесные торгово-экономические связи и энергетическое партнерство.
    Следует ометить, что большой вклад в улучшение благосостояния граждан, укрепление государственности, модернизации общества и межнациональное согласие
    внес национальный лидер Казахстана Н. Назарбаев.

    • Анатолий says:

      Ну и главное самое мощное ИВАНОВИЧ – это Евразийский союз, когда у России Беларуссии и Казахстана будут единые вооружёные силы, единые права граждан и многое другое. Почти как СССР только лучше! Россия и Казахстан друзья на столетия, и Беларусь тоже к 2015 году будет единая интеграция а потом я думаю и Украина подтянется. А вот брать ли остальных большой вопрос.

      • Alex Campbell_3 says:

        Вы, правда, забываете, как “батька” убеждал белорусский народ, что белорусские военнослужащие никогда не будут воевать за Россию.
        Да и не так все гладко в “мощном союзе” –
        http://bit.ly/rLDVAF

  3. “Грани” приводят инфу, что в Казахстане убито и ранено :

    http://grani.ru/Politics/World/m.194138.html

    Сам “Голос Америки” вынужден сообщить о столкновениях в Казахстане на своем сайте. Вместе с поздравлением Казахстану же, это выглядит … по-американски.

    В том и сила американских экспертов. Например, сайт “ГА” вынужден признать, что недовольные уничтожили “праздничную ель”. А ель, праздничная, то есть рождественская.

    Алма-Ата – бывший русский город Верный, и название города какое хорошее.
    Ни в российской Империи до 1917 года, ни в советском государстве подобных столкновений не было, как это известно о нынешних.

    Спасибо, Ричард Вайц, за серьезный экспертный пост. Я верю в вас, американцы.

  4. Астана раньше называлась Акмола, что в переводе означает “Белая могила”, а до этого это был город Целиноград, до этого Акмолинск. А почему надо переименовывать исторические названия ?.

    Допустим, “Белая могила” как-то не звучит, хотя кому как, но чем плохо было название “Целиноград”, город целинников, или целины.

    Ричард, что вы думаете, надо ли сохранять исторические названия в Казахстане, или считаете, что правильнее переименовывать ?.

    • Пусть казахи сами решают какую топонимику использовать.

    • Название “Целиноград” звучит как отголосок советских времен, и может вызывать нежелательные для нынешнего этапа исторического развития Казахстана ассоциации. Даже Ленинграду вернули его историческое название – Санкт-Петербург. В целом, безусловно, выбор должен принадлежать жителям этих городов.

  5. Нерояльный says:

    “Этот рост захватывает широкие слои населения и привел к появлению в стране влиятельного среднего класса”.
    ————————————-
    Да.уважаемый автор!!! Как говорится”Вашими устами мед бы пить”. Статья основана на официальной статистике Акорды, которая, в действительности, не соответсвует реальному положению вещей в стране и является пропагандистким трюком, с целью преувеличения мнимых заслуг главы государства. В статье приводится цифра:с 1993 года в страну инвестировано 120 миллиардов прямых инвестиций.По официальной статистике ежегодно ВВП растет в среднем на 7-10%, то есть за 18 лет объем ВВП должен был,как минимум утроиться и составить порядка 360 миллиардов. А Вы приводите данные, что сейчас доля ВВП на одного человека 9(!) миллионов долларов,что наверное опечатка, скорее всего речь идет о 9 тысячах, то есть общее суммарное ВВП составляет всего 154 миллиарда.
    Все это заставляет меня усомниться в объективности изложенного материала и наводит на мысль о ее заказном характере.
    долларов

    • Alex Campbell_3 says:

      Вот сегодняшний материал о Казахстане с нашей главной страницы.

      http://www.voanews.com/russian/news/Kazakhstan-Independence-Day-Violation-2011-12-16-135725108.html

      • Алекс Кэмпбелл, из каких соображений уничтожили Рождественскую ель, у вас есть предположение ?. Есть ли среди убитых и раненых русские ?. Для Русской службы “ГА” было бы логично поинтересоваться.

        И вы, Алекс, присоединяетесь к поздравлениям Казахстану ?.

        • Очень неудачный набор событий, на их 20-летие.

          • Уважаемый Ричард, вы правы, что это “неудачно”. Но согласитесь, что события происходят из-за каких-то причин.

            Как вы думаете, почему в славной российской Империи до 1917 года ничего подобного не было ?. И даже при советском режиме такого не было. А сейчас вот происходит. И какие же причины, как вы полагаете, интересно ваше мнение, господин Р. Вайц ?.

            Мы же и читаем блог, чтобы знакомиться с вашим мнением, Ричард, а не с криками “ильи прохорова”, он же “александр”, и прочее.

            Выделите на блог один час, какой вам удобнее, и времени немного уйдет, и ваше мнение, как специалиста, и интересно. Кроме того, цель “прохоровых” – это мешать обсуждению, поэтому потребуйте от модераторов, чтобы “прохоровы” комментировали ваш текст, а не пытались обсуждениям мешать бессмысленными воплями. И вам же самому, вероятно, интересно мнение о вашем посте, а не в том, чтобы “прохоровы” кричали “хайль, Америка”, “Америка юбер аллес”, и не давали высказывать разумные точки зрения, и в отличие от них, обоснованные.

          • Alex Campbell_3 says:

            Цитирую Яромира:
            “Как вы думаете, почему в славной российской Империи до 1917 года ничего подобного не было”

            Спросил коллегу Пименова о точности ваших утверждений в отношении Казахстана:
            Он напомнил о восстании под руководством Амангельды Иманова в 1916 г,
            http://semestr.kz/rusref/4/67-amangeldy-imanov.html
            а также восстании хана Кенесары Касимова 1837—1847.

            Думаю, можно найти аналогичные факты практически по любой из окраин Российской губернии, к примеру, восстание Кастуся Калиновского в Беларуси.
            Вот нашел интересную ссылку про 1905 год
            http://www.socialistworld.net/doc/1551
            Я уже не говорю о том, почему Ульянов стал Лениным.

            Так что, как говорят в Рунете, учите матчасть.

        • Alex Campbell_3 says:

          Мое предположение – из хулиганских.

          Для Русской службы “Голоса Америки” любые человеческие жертвы – трагедия.

  6. Ольга says:

    если Горбатый взял сильного Назарбаева вместо Янаева , то Союз не распустили бы во главе с алкоголиссимусом Ельциным. Но сильные замы никому не нужны у нас и сейчас. А Назарбаеву крупно повезло с ситуацией в 91, со страной и землями, трудовым народом и советскими предприятиями, открытыми полезными ископаемыми и пр. С его умом сумел лучше всех распорядиться, что само в руки пришло, просто можно гордиться казахам таким Лидером нации.

  7. Иванович says:

    Яромир Хладик: ” Алма-Ата, бывший город Верный, и название города какое хорошее…”

    Согласен. Именно в Алма-Ате сформировалась летом 1941 года 316-ая стрелковая дивизия легендарного генерал-майора И.В. Панфилова. Воины из панфиловской дивизии
    проявляли чудеса храбрости. В составе дивизии были русские, казахи, украинцы и
    киргизы. ” Братство, скрепленное кровью…” В битве за Москву также участвовали 312-я стрелковая дивизия из Актюбинска и казахстанская 238-я стрелковая дивизия.

  8. По ссылкам Алекса Кэмпбелла на историю российской Империи, самом успешном проекте во всей мировой истории.

    По первой ссылке господина А. Кэмпбелла приведен рассказ о борце против российской государственности, которого “несколько раз сажали в тюрьму за связь с социал-демократами”. И который руководил некими мятежниками. И был вынужден работать шахтером, и прислугой ( бэби-ситером ? ).

    Социал-демократы, вообще-то, в том числе и большевики, даже имели свою депутатскую фракцию в Государственной Думе, имели легальные органы печати, поэтому “за связь с социал-демократами” сажали в тюрьму ?. И как уклончиво сказано, не объяснено, что за связь, в чем она выражалась.

    И как легко установить, по этой же ссылке, никаких расстрелов мятежников тут нет. Скорее, это мятежники постреливали. Что это доказывает ?. Неплохо бы уточнить, как это “за связь с социал-демократами” могли сажать в тюрьму, когда в Департаменте полиции были официальные циркуляры о помощи и содействии РСДРП вообще, и большевикам, в частности. Эти циркуляры приведены в книге Григория Аронсона “Россия накануне революции”. Большевистскую газету “Правда” долго вел сотрудник полиции Черномазов, по воспоминаниям Свердлова, в Петербургском комитете он был один настоящий большевик, остальные представляли сотрудников полиции, поэтому, туманные объяснения арестов борца против России, стоило бы уточнить. И главное – Империя никого не расстреливала в Казахстане.

  9. По второй ссылке господина А. Кэмпбелла речь идет о 1905 годе.

    Алекс, вы представляете карту России ?. Думаю, представляете. Так вот, в Сибири не было “помещичьего землевладения”, вообще никогда. А скажем, в Бессарабии, уже на юге, оно было отменено в 1861 году. Поэтому, когда я читаю по вашей второй ссылке рассуждения о помещичьем землевладении…

    На 1905 год – всей крестьянской земли – 160 миллионов десятин, дворянской – 53 миллиона, большая часть под лесами, и казенной – 140 миллионов десятин – это тундры и пустыни в основном.

    Кроме того, что такое 1905 год ?. Это когда под знаменами социальной революции грабили обывателей, грабили почты, грабили банки, убивали городовых, убивали сотрудников полиции, чиновников, убивали членов правительства, губернаторов. Обратите внимание, Алекс, не полиция стреляла в 1905 году, а именно банды. А так как в Империи смертная казнь была отменена по общегражданским делам, и оставлена только для армии в период военных действий, то для защиты народа и страны на семь месяцев были введены военные суды, чтобы убийц и грабителей карать.

    • Alex Campbell_3 says:

      Восстание 1863 года или Январское восстание — национально-освободительное восстание на территории Царства Польского, современных Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, в котором участвовала также некоторая часть белорусов и литовцев. Началось 22 января 1863 года и продолжалось до поздней осени 1864 года.

      http://ru.wikipedia.org/wiki/Восстание_1863_года

  10. У группы “Бахыт-Компот” ( бахыт, по-казахски, счастье ) есть песня “Империя”. Очень хорошая группа, по-моему. И песня “Империя” мне лично нравится.

  11. alzaripov says:

    В день рождения, и это принято везде, данную статью можно воспринять как надпись на поздравительной открытке. Или реверанс руководителям Казахстана, а вдруг что-то выйдет в будущем, вдруг что-то завяжется. Тщетны надежды.

Leave a Reply to Ольга Cancel reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

O блоге

O блоге

Экспертный анализ внешней политики и американо-российских отношений в блог-формате

Автор

Автор

Ариэль Коэн
Ариэль Коэн
– Директор-основатель Центра энергии, природных ресурсов и геополитики (CENRG) Института анализа глобальной безопасности, и Директор International Market Analysis – компании, занимающейся развитием бизнеса и политическими рисками в области энергии и природных ресурсов. Kоэн учился в Гарвардском университете и получил степень магистра и докторат во Флетчерской школе дипломатии и права (Университет Тафтс).

Наши блоги

Календарь

December 2011
M T W T F S S
« Nov   Jan »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031